Статьи

Игровые технологии в коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А.С. Макаренко

   Благодаря речи, человечество передает из поколения в поколение  память об исторических и о культурных событиях, и является неотъемлемым носителем информации в глобальном её значении.  Думаю, я не открою ничего нового, если скажу, что речь человека  – это не просто средство общения, но и орудие мышления, самопознания, творчества. Можно ли говорить о развитии полноценной личности без полноценного овладения речью. Развитие языковых способностей в комплексе  с коррекцией имеющихся речевых нарушений – это и есть фундамент для формирования полноценной личности.

   Своей первоочередной задачей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе логопедической коррекции я  ставлю заинтересованность ребенка, чтобы ему самому захотелось участвовать. При формировании правильного произношения звуков, выстраивании правильного уклада артикуляции нужно научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.   Многократные повторения одного и того же материала утомляют даже взрослого,  не говоря уже о малышах. И именно поэтому занятие в моем кабинете становится интересной игрой.

  Конечно, работая в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, мне не приходится говорить об  ошеломляющей положительной динамике в развитии, коррекции речи.  В отдельных случаях, запуск речи или постановка звука дается очень тяжело, и каждый, даже самый маленький  шаг вперед на пути развития речевых навыков стоит неимоверных усилий. В моей практике случалось и так, что период закрепления и  автоматизации поставленного  звука затягивался на более длительный срок,  чем это планировалось. И тогда мне приходилось очень долго и упорно искать необходимый материал, «бороздя просторы» интернета, что бы разнообразить занятия, дабы они не наскучили малышу. Опыт показывает, что положительная мотивация всегда способствует достижению плюсовой динамики в работе как с безречевыми детками, так и с детьми с тяжелыми нарушениями речи.  

   Стоя у истоков своей логопедической практики, я часто задавалась  вопросом:  в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

   И, увидев, как загораются глаза ребенка, когда я произношу: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!», я ответила на свой вопрос сама. Да. Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое особое место занимает игра в нише формировании ребенка, как личности.

   Таким образом, большую помощь в работе  логопеда обеспечивают игровые технологии.

   На своих логопедических занятиях я использую логопедический тренажёр «ДЕЛЬФА - 141.2.» и  программное приложение Школы Мерсибо

(г. Москва)«ЛОГОМЕР 2».  Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей и выполняют следующие функции:

  1. обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  2. диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  3. терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в речевом развитии);
  4. коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру  личностных показателей ребёнка);
  5. развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

     И подытожив свою статью, я рекомендую всем моим коллегам взять на вооружение эти логопедические коррекционно-игровые ресурсы, ведь вышеназванные технологии,  используемые в моей логопедической практике, выступают в роли помощников в  развитии аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащении словаря, в усвоении языковых закономерностей, в формировании личности детей, в развитии психических  функций.

 

                                                                                                                                             Логопед ОРДПОВЗ Нефтекумского КЦСОН Айдыналиева А.Т.