Статьи

«О проблемах развития инклюзивного образования и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Ставропольском крае»

     В 2016 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», что повлекло за собой серьезные изменения в законодательстве всей социальной сферы.

Перед системой образования стоит задача - создать для каждого ребёнка полноценные условия для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья.

     Механизмом, позволяющим реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование, является внедрение новых образовательных стандартов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий доступности при наличии условий архитектурно-средовой доступности в образовательных организациях.

     В Ставропольском крае проживают более 15 тысяч детей с ОВЗ, из них более 10 тыс. - дети с инвалидностью (в 2005 году их число составляло около 13 тыс., в 2015 году - дети с инвалидностью составляли более 8,9 тыс. детей, в 2016 году - 9882 детей-инвалидов). Тенденция роста числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов очевидна.

    Для реализации поставленных перед образованием задач, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти на краевом уровне разработана нормативно-правовая база, позволяющая взаимодействовать по выявлению, в том числе раннему, реабилитации и абилитации детей с особыми потребностями.

 Утверждены:

 концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ставропольском крае, утвержденная заместителем председателя Правительства Ставропольского края в 2016 года;

модель межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителей (законным представителем) в Ставропольском крае, утвержденная заместителем председателя Правительства Ставропольского края в 2016 года;

регламент межведомственного взаимодействия различных структур по вопросам реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проживающих на территории Ставропольского края, утвержденный заместителем председателя Правительства Ставропольского края.).

Кроме того, с 2015 года в крае реализуется межведомственная программа «Право быть равным», получившая грантовую помощь Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для сопровождения детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста на базе Краевого психологического центра открыт Центр ранней помощи детям.

     Министерствами труда, здравоохранения и образования апробируется электронная система «Индивидуальная программа ранней помощи» (ИПРП), предусматривающая единый комплексный подход к сопровождению детей, нуждающихся в ранней помощи, начиная с участкового звена медицинской организации. Программа позволяет планировать и отслеживать реализацию мер, принимаемых специалистами по реабилитации и абилитации детей от 6 месяцев до 3 лет.

      В структуре образовательных организаций также созданы центры, способствующие ранней коррекции нарушений здоровья детей. Это центр тифлокондуктивных технологий, работающий в составе школы-интерната для слепых детей г. Кисловодска, Центр ранней помощи школы для глухих и слабослышащих детей г. Ставрополя, Центр «Особый ребенок» на базе коррекционного детского сада для детей с ментальным нарушениями города Невинномысска. Их опыт обобщается и транслируется не только на край, на и на Российской уровень (выставка-форум «Вместе – ради детей!» 2015, 2016 годы).

       В рамках помощи детям-инвалидам дошкольного возраста, не посещающим детские сады, уже более 6 лет функционируют группы кратковременного пребывания на базе специализированных школ Пятигорска, Кисловодска, Георгиевска, Ставрополя. С февраля 2014 года на базе краевого психологического центра и его филиалов работают группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени сложности. В течение 2017 года на базе групп кратковременного пребывания квалифицированную помощь получили 320 детей и их родителей (в 2015 году – 285 детей и родителей).

       Для обучения детей с ОВЗ в крае сохранена и развивается дифференцированная система образовательных организаций с учетом состояния здоровья детей, характера нарушения и уровня их развития.

В системе дошкольного образования края функционируют:

- 14 государственных дошкольных организаций и 190 муниципальных, в которых создано 485 групп компенсирующей и комбинированной направленности. Дошкольное образование в них получают более 6 тысяч детей с ОВЗ и 850 детей-инвалидов.

Общее образование края как система, включающая все формы образования, представлено 25 коррекционными общеобразовательными организациями, в том числе 3 школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых на 1 сентября 2017 года обучается 3117 детей, а также двумя государственными детскими домами-интернатами системы социальной защиты населения Ставропольского края, в которых обучаются 178 детей; сферой интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Данная форма позволяет сфокусировать кадровые и материальные ресурсы обучения детей с ОВЗ в условиях коррекционного класса, при этом вовлечение в общественные процессы детей происходит инклюзивно. Сегодня в крае в общеобразовательных организациях функционируют 735 коррекционных классов, в которых обучаются 6822 ребенка с ограниченными возможностями и инвалидностью.

     Особое внимание уделяется инклюзивному образованию детей. Всего инклюзивно в образовательных организациях Ставропольского края в 2017/18 учебном году обучаются 5447 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них 2283 ребенка-инвалида, в коррекционных образовательных организациях - 2850 детей с ОВЗ, 1401 с инвалидностью (в 2016/17 учебном году обучались 5791 детей в муниципальных школах), 2898 в коррекционных учреждениях), из них 4,5 тысяч детей-инвалидов (из них - 3261 ребенок с соматическими заболеваниями).

      В условиях поэтапного вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов обучения детей с ОВЗ также наблюдается положительная динамика обучения детей инклюзивно. Так, в 2017/18 учебном году количество детей с ОВЗ, получающих образование совместно со здоровыми сверстниками, увеличилось практически вдвое (49%, 2016 г. –  201 чел., 2017 г. 398 чел.).

      Инклюзия – это социальная концепция, поэтому особый акцент делается на активное вовлечение родительской общественности к вопросам обучения детей. Если ранее наблюдалась имитационная тенденция в инклюзивном образовании,  когда родители, скрывая проблемы со здоровьем своих детей, стремились избрать надомную форму обучения, то сегодня они осознанно направляют детей для обучения в «массовую» школу, зачастую становясь их помощниками и ассистентами.

      Министерство образования и молодежной политики края взаимодействует с общественными организациями родителей детей-инвалидов, организует для родительской общественности,  общественных организаций инвалидов и специалистов дни открытых дверей в школах, Уроки Доброты, Школы для родителей детей-инвалидов, совместные конференции и форумы.

      Безусловно, для обучения детей - инвалидов, необходимо создать, в первую очередь, условия доступности. Для этого в стране реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в рамках которой до 2020 года  в образовательных организациях всех типов должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

       С 2011 года край участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». За 7 лет программы (с учетом 2017 года) за счет средств субсидии из федерального, краевого и муниципального бюджетов созданы условия доступности в 152 школах (23,6%), 9 организациях профессионального образования (21%) (с учетом организаций, подведомственных культуре, соцзащите, спорту, промышленности),   56 организаций дополнительного образования детей (44%).

       В 2017 году в программе участвует 15 коррекционных школ, 8 государственных детских садов и 1 организация дополнительного образования (центр Гагарина, в г. Ставрополе). Консолидированный бюджет по программе составил более 38 млн. рублей (36 млн. руб. – федеральные средства, 2 млн. – краевые средства)

      В рамках краевой программы «Право быть равным» на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25» (с. Красногвардейское, Красногвардейский район) создан реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья «Благо», Коррекционную помощь получили более 200 детей с ДЦП, сколиозом и нарушением осанки, с диагнозом дисплазия тазобедренных суставов, а также дети с нарушениями речи и дети, нуждающиеся в психологической коррекции.

      На базе ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Михайловска создано отделение социально-трудовых компетенций для детей с синдромом Дауна и нарушениями аутистического спектра в возрасте от 6 до 16 лет. Дети занимаются в гончарной мастерской, театральной и художественной студиях. 

      Важную роль в обучении детей с ОВЗ играет психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей. С 2016 года в системе образования края функционирует теперь уже 9 психологических центров (4 краевых с тремя филиалами (г. Ставрополь, г. Михайловск, Нефтекумский район, г. Пятигорск и филиалы (Александровский, Труновский, Туркменский районы) и   5 муниципальных (г. Буденновск, г. Невинномысск, г. Кисловодск,  г. Георгиевск, Кочубеевский р-н)). В каждом районе создана территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия и имеется одна краевая в г. Ставрополе (всего 34 ПМПК). Психолого-педагогическую и социальную реабилитацию в 2017 году получили 15300 тыс. человек (в 2016 году прошли более 16 тыс. человек, в 2015 г.-14 тыс. человек из них с нарушениями в развитии было выявлено 13123 ребенка).

       Немаловажным аспектом в процессе обучения детей с ОВЗ, укреплении их здоровья является питание. В соответствии с требованиями закона «Об образовании в Российской Федерации» все дети данной категории обеспечены бесплатным питанием.

       Хочется отметить работу по организации питания детей с орфанными заболеваниями. По данным органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края дошкольные образовательные организации посещают 36 детей с орфанными заболеваниями, из них больных фенилкетонурией – 7, целиакией – 16, другими орфанными заболеваниями – 13. Получают общее питание 16 воспитанников, диетическое питание – 15 человек, не питаются в дошкольных образовательных организациях 2 ребёнка.

       В общеобразовательных организациях обучаются 92 ребёнка с орфанными заболеваниями, из них больных фенилкетонурией – 18, целиакией – 24, другими орфанными заболеваниями – 50. Получают общее питание 19 учеников, не питаются в общеобразовательных организациях 17 детей.

       К примеру, в бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 44 города Ставрополя, организовано диетическое питание для детей, больных целиакией, который посещают 15 детей с данным заболеванием. В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 18 «Улыбка» г. Пятигорска организовано индивидуальное питание для детей, больных фенилкетонурией с исключением из общего меню продуктов, запрещенных при этой болезни.

       Специализированное питание пересматривается и пересчитывается генетиком индивидуально для каждого ребенка в зависимости от возраста, физического и психического развития.

       В инклюзивной вертикали профессиональное образование детей с ОВЗ и инвалидностью является важным звеном на пути к самостоятельной жизни.

       Профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с подпрограммой «Развитие профессионального образования» государственной программы Ставропольского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2015 г. № 583-п (далее – постановление №583-п).

      В десяти профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству, разработаны и внедрены программы профессионального обучения, адаптированные для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, по 12 профессиям: «Повар», «Оператор электронно-вычисли-тельных и вычислительных машин», «Столяр строительный», «Штукатур», «Каменщик», «Облицовщик-плиточник», «Портной», «Изготовитель пищевых полуфабрикатов», «Кондитер (общественное питание)», «Столяр», «Слесарь-сантехник», «Пекарь» обучаются более 266 человек.

      Всего в крае 179 лиц с ОВЗ и инвалидностью окончившие образовательные организации, из них трудоустроены 64 человека, продолжили обучение в профессиональных образовательных организациях 14 человек, в образовательных организациях высшего образованиях - 3 человека.

       В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы в Ставропольском крае созданы две базовые профессиональные образовательные организации: ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»  (далее – СРКВТиЭ) (в 2016 году) и ГБПОУ «Георгиевский колледж» (в 2017 г.). В колледжах создана безбарьерная среда для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, включающая в себя:

- беспрепятственный доступ обучающихся из числа инвалидов в здания, учебные и иные помещения;

- создание условий для получения детьми-инвалидами и инвалидами качественного образования;

- реализацию программы комплексного социально-психолого-педагоги-ческого сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- разработку и реализацию адаптированных профессиональных образовательных программ.

       Министерство образования края тесно сотрудничает с федеральными ВУЗам в вопросах подготовки кадров и профессиональной ориентации детей с ОВЗ. В ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» работает интерактивная площадка «Территория взаимопонимания» имитирующая особенности жизнедеятельности лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, реализуется проект «Профориентационный навигатор».

Проблемы:

- сегодня перед нами стоит задача организовать обучение детей по ФГОС с учетом уже сложившегося за год опыта реализации стандартов

- новые стандарты требуют подготовленных специалистов. В крае ведется поэтапная кадровая политика подготовки педагогических работников к реализации ФГОС ОВЗ. По сравнению с 2014 годом сократилось на 3,5 % количество учителей-логопедов, на 1% - педагогов психологов, на 4,1% - социальных педагогов. В образовательных организациях 18 территорий края отсутствуют педагоги-дефектологи. Особенно это касается специалистов узкой направленности: тифло- и сурдопедагогов. Так, в школы края требуются 19 тифлопедагогов, 29 сурдопедагогов, 58 олигофренопедагогов, 49 ассистентов и более 200 тьютеров.

- на уровне края эта проблема решается путем переподготовки педагогов, повышения квалификации.

- так в СКФУ по направлениям подготовки педагогических кадров, обучается более 760 будущих педагогов, в том числе специальному (дефектологическому) образованию ведется обучение более 260 будущих специалистов.

- в СГПИ с 2005 года по настоящее время на базе факультета профессиональной подготовки и переподготовки кадров прошли переподготовку более 1400 слушателей из Ставропольского края, Краснодарского края, Чеченской республики, республики Крым по следующим направлениям профессиональной переподготовки: «Логопедия» - 474 человек; «Олигофренопедагогика» - 201 человек; «Специальная психология» - 177 человек; «Специальная до-школьная педагогика и психология» - 25 человек; «Тифлопедагогика» - 179 человек; «Сурдопедагогика» - 231 человек; «Педагогика и психология инклюзивного образования» - 70 человек; «Дошкольная дефектология» - 49 человек.

- среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители, на первый план выступают и еще две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих: у большинства, как детской, так и взрослой части населения не сформировано восприятие инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, чем у здорового человека, путь развития. Вторая же является государственной, и общественной проблемой – доступное для детей с ОВЗ дополнительное образование.

- дети, имеющие инвалидность также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Сегодня к сожалению, отсутствуют типовые адаптированные общеобразовательные программы дополнительного образования детей, учитывающие особенности в развитии и состоянии здоровья.

- говоря о профессиональном обучении детей-инвалидов нельзя не затронуть проблему квотирования бюджетных мест в профессиональных образовательных организациях. Если в организации высшего образования дети-инвалиды проходят по квоте 10% бюджетных мест, то в организации, осуществляющие профессиональное обучение детей с ментальными нарушениями, либо инвалидов и нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, требующих особых условий обучения, дети поступают на общих основаниях по конкурсу аттестатов.